Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

"Синева", которая не попала в Куру ТТХ боевой техники, участвующей в учениях Северного флота

17 февраля 2004 года в рамках стратегической командно-штабной тренировки начались учения Северного флота. Главная цель маневров - проверка боеготовности сил флота и его морской стратегической ядерной составляющей. В учениях участвуют до десяти надводных кораблей и судов обеспечения, авиация и другие силы и средства ВС РФ. Vip.Lenta.Ru приводит тактико-технические характеристики этой военной техники.

Атомный подводный ракетный крейсер "Новомосковск"

Водоизмещение корабля - 18,2 тысяч тонн (в надводном положении - 11,74 тысяч тонн), скорость - 24 узла в подводном положении и 14 узлов - в надводном. Максимальная глубина погружения - 450 метров, автономность - 90 суток. Экипаж - 135 человек, в том числе 41 офицер. Длина - 167 метров, ширина - 11,7 метров. Энергетическая установка АПЛ - два ядерных реактора ОК-700А общей мощностью 180 мегаватт. Вооружена ракетным комплексом Д-9РМ (16 баллистических ракет РСМ-54 "Синева") и четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра (18 торпед).

В советском ЦКБ "Рубин" в 1975 году начали разрабатывать подводный ракетоносец по проекту 667 БДРМ "Дельфин" (по классификации НАТО - Delta-IV). К-407 - последняя из семи построенных атомных подводных лодок данного типа. Она была заложена на Северном машиностроительном предприятии в Северодвинске в ноябре 1989 года. Вошла в состав ВМФ СССР 27 ноября 1990 года. 6 августа 1991 года провела уникальную операцию (кодовое название "Бегемот-2") - успешный залп сразу всеми 16 баллистическими ракетами. 20 марта 1993 года столкнулась в Баренцевом море с американской лодкой SSN-646 "Grayling". Происшествие обошлось без жертв, но SSN-646 из-за повреждений пришлось списать, а К-407 удалось отремонтировать и вновь ввести в строй. В 1996 году над лодкой взяла шефство администрация города Новомосковск Тульской области. 19 июня 1997 года К-407 получила имя "Новомосковск".

7 июля 1998 года с борта "Новомосковска" впервые в мире ракета "Штиль-1", стартовав из подводного положения, вывела на околоземную орбиту два спутника - Tubsat-N и Tubsat-N1 (ФРГ). В феврале 2001 года во время стратегических учений К-407 успешно выпустила РСМ-54 по полигону Кура на Камчатке. С января по июль 2003 года К-407 прошла ремонт на заводе "Звездочка" в Северодвинске. В настоящее время "Новомосковск" входит в состав 31-й Краснознаменной дивизии ракетных подводных крейсеров стратегического назначения 12-й эскадры подводных лодок Северного флота (бухта Оленья Губа, закрытое административно-территориальное образование Скалистый, Мурманская область). Командир АПРК - капитан 1-го ранга Сергей Рачук.

17 февраля 2004 года во время учений Северного флота в Баренцевом море должен был состояться учебный пуск ракеты РСМ-54 по полигону Кура на Камчатке. Однако во время подготовки к пуску произошел сбой программы ракеты. Экипаж попытался подготовить к пуску в автоматическом режиме резервную ракету, но это ему не удалось. Неудачей закончилась и попытка перейти на ручной режим управления пуском. После этого командование учений приняло решение об отмене пуска и возращении АПРК на базу.

Атомный подводный ракетный крейсер «Карелия»

АПРК «Карелия» (К-18) принадлежит к тому же классу, что и «Новомосковск». Он обладает аналогичными характеристиками. Был спущен на воду в 1989 году. Командует подлодкой капитан первого ранга Андрей Кораблев.

Во время учений Северного флота 18 февраля 2004 года в акватории Баренцева моря с борта АПРК была запущена баллистическая ракета. Старт был произведен в нормальном режиме, но спустя полторы минуты она стала отклоняться от заданной траектории. В результате этого через 98 секунд полета сработала система самоликвидации ракеты.

Ракета РСМ-54 "Синева"

РСМ-54, фото с сайта www.telecom.tomsk.su

Ракета РСМ-54 (скорее всего, во время неудачных пусков с "Новомосковска" и "Карелии" использовалась ее более поздняя модификация РСМ-54 "Синева" - Р-29РМ , 3М37 или, по классификации, НАТО, Skiff SSN-23) - межконтинентальная баллистическая ракета третьего поколения. Принята на вооружение в 1986 году специально для подлодок проекта 667. Гарантийный срок - 10 лет (затем был продлен). Выпускается Красноярским машиностроительным заводом.

Ракета РСМ-54 "Синева" - трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней. Маршевые двигатели ступеней - жидкостные ракетные двигатели, "утопленные" в баки. ЖРД третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой. Масса ракеты - 40,3 тонны, масса головной части - 2,8 тонн, длина - 14,8 метров, диаметр - 1,9 метров.

Пуск ракеты может быть произведен в любом направлении относительно курса движения корабля. Подводный пуск осуществляется на глубинах до 55 метров при скорости 6-7 узлов. Все 16 ракет могут быть запущены одним залпом. Дальность полета - 8300 километров. Благодаря тому, что вычислительный комплекс "Малахит-3" помимо коррекции траектории по звездам использует коррекцию траектории полета по навигационным спутникам, точность при стрельбе на максимальную дальность составляет около 500 метров. "Синева" в отличие от своей предшественнницы обладает повышенной защищенностью от действия электромагнитного импульса и системой преодоления ПРО противника.

РСМ-54 несет четыре ("Синева" - десять) боевых блоков индивидуального наведения по 100 килотонн. Возможно оснащение РСМ-54 осколочно-фугасной боевой частью с массой взрывчатого вещества около 2 тонн для для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте или маломощной ядерной боевой частью (до 50 тонн в тротиловом эквиваленте) для точечных ударов.

РСМ-54 - лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству (отношению массы боевой нагрузки ракеты к ее стартовой массе, приведенному к одной дальности полета). Показатель РСМ-54 - 46 единиц, американской БР морского базирования "Трайдент-1" - 33, "Трайдент-2" - 37,5.

Гражданская модификация "Синевы" - ракета-носитель "Штиль-1" с забрасываемой на орбиту массой 100 килограмм.

Тяжелый атомный подводный крейсер "Архангельск"

АПЛ проекта 941, фото с сайта www.warships.ru

ТАРК "Архангельск" относится к классу тяжелых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения третьего поколения (проект 941 "Акула"). С 1977-го по 1989 год на заводе "Севмаш" было построено шесть таких подводных лодок. Подлодка ТК-17 была спущена на воду в 1985 году, в мае 2003 года мэрия Архангельска взяла шефство над этим кораблем, который получил имя "Архангельск". Длина ТК-17 – 172,8 метров, ширина - 23,3 метров, диаметр - 11,5 метров. Водоизмещение – 33,8 тысяч тонн в подводном положении (28,5 тысяч тонн в надводном). Скорость - 26 узлов (13 узлов). Максимальная глубина погружения - 400 метров. Энергетическая установка - два атомных реактора суммарной мощностью 380 мегаватт. Экипаж - 170 человек.

Внутри легкого корпуса, покрытого противогидроакустическим покрытием, находится пять прочных обитаемых корпусов, два из которых параллельны друг другу и симметричны относительно диаметральной плоскости корабля (наибольший – 10 метров).

Вооружение - 8 зенитных ракет самообороны “Игла-1”, шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов (22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М и ракето-торпеды “Водопад”). На вооружении «Архангельска» 20 твердотопливных баллистических ракет РСМ-52, которые считаются менее удачными, чем аналогичные жидкотопливные БР.

17 февраля 2004 года именно на "Архангельске" находился во время учений Севфлота верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин.

Авианосец "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов"

Авианосец ''Кузнецов'', фото с сайта www.warships.ru

Длина - 303 метра, длина по ватерлинии - 270 метров, ширина - 72 метра, ширина по ватерлинии - 35 метров, осадка - 9 метров. Водоизмещение - 55 тысяч тонн. Энергетическая установка - 8 паровых котлов, 4 турбины по 50 тысяч лошадиных сил. Полная скорость - 29 узлов. Максимальная дальность - 8500 миль. Экипаж - 1960 человек, летный состав - 626 человек, штаб соединения - 40 человек. Палубная авиация - шестнадцать Як-41M, двенадцать Су-27K или МиГ-29K, четыре Ka-27-ЛД, восемнадцать Ka-27, два Ka-27С. Вооружение – двенадцать крылатых ракет "Гранит", ракетно-артиллерийский комплекс ПВО "Клинок" (24 пусковые установки, 192 ракеты вертикального пуска), комплекс "Каштан" (256 ракет и 48 тысяч снарядов), 30-миллиметровые зенитные автоматы (24 тысячи патронов), противолодочный комплекс "Удав-1" (60 ракет).

Работы по созданию российского авианосца начались в 1959 году. Первый российский авианосец был спущен на воду в 1972 году. "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" был введен в строй в конце 1989 года. После распада СССР пять авианосцев были проданы (в том числе два недостроенных), один распилен на металл, и теперь «Кузнецов» - это последний и единственный российский авианесущий крейсер. В 1999-м из-за недофинансирования его поставили на прикол. Осенью 2003 года он вышел в море после длительного ремонта, но половина оборудования вышла из строя, сам крейсер начал тонуть, и его снова вернули в док. В рамках учений 16 февраля 2004 года "Адмирал Кузнецов", снявшись с рейда в Североморске, вышел в море. В ходе учений авианосец проведет испытания ходовой части. Отработка взлета и посадки на борт корабля для палубной авиации не запланирована.

Стратегический ракетоносец Ту-95МС

Ту-95МС, фото из архива Сергея Васильева, газета ''Красная звезда''

Работы по созданию межконтинентального (то есть способного взлететь с советского аэродрома, достигнуть территории США и вернуться обратно) самолета - носителя ядерного оружия - начались в КБ Туполева в 1950 году. Первый самолет Ту-95МС совершил полет в 1979 году, и серийное производство ракетоносцев продолжалось до 1992 года. В настоящее время в ВВС РФ имеется 28 самолетов Ту-95МС различных модификаций.

Размах крыла ракетоносца - 50,05 метров, длина самолета - 47,09 метров (со штангой топливоприемника для дозаправки в воздухе - 49,13 метров), высота - 13,20 метров. Силовая установка – четыре турбовинтовых двигателя НК12М (MB) мощностью по 15 тысяч лошадиных сил с соосными четырехлопастными винтами. Максимальная полетная масса – 187,7 тонн, масса пустого самолета – 94,4 тонны, а максимальная дальность полета – 18 тысяч километров при боевой нагрузке 25 тонн. Практическая дальность с нормальной боевой нагрузкой - 10500 километров, крейсерская скорость - 710 километров в час.

Экипаж - 7 человек (командир, первый и второй пилоты, бортинженер, радиооператор, оператор вооружения, штурман). Оборудование - навигационно-прицельный комплекс с бортовой радиолокационной системой "Обзор", бортовой комплекс обороны, включающий средства разведки и системы постановки активных и пассивных помех, камбуз с плитой, химический туалет.

Вооружение - две пушки ГШ-23 или ГШ-23Л (калибр 23 миллиметра) и шесть малогабаритных дозвуковых стратегических крылатых ракет Х-55 (дальность 2500 километров). Ту-95МС может быть оснащен обычными свободно-падающими бомбами и нести под крылом на внешней подвеске четыре либо десять Х-55 (в зависимости от модификации самолета).

В КБ Туполева идут работы по созданию новой модификации Ту-95МС с усовершенствованной электроникой и высокоточными стратегическими крылатыми ракетами нового поколения c дальностью поражения до 5 тысяч километров. Модернизированные Ту-95МС сохранятся на вооружении ВВС РФ до 2010-х годов.

17 февраля 2004 года в рамках проходящих учений с аэродрома в Сартовской области взлетели два модифицированных Ту-95МС. Экипажи ракетоносцев, пилотируемых командирами подполковником Владимиром Земнуховым и майором Сергеем Секачевым, в сложных метеоусловиях успешно поразили крылатыми ракетами цели на одном из полигонов на Кольском полуострове и вечером вернулись на базу.

Ракета-носитель "Молния-М"

Кадр ТК ''Россия''

Жидкостная четырехступенчатая ракета-носитель среднего класса "Молния-М" предназначена для вывода на высокоэллиптические орбиты космических аппаратов массой до двух тонн. Масса ракеты - 305 тонн, диаметр – 2,95 метра, длина – 43,4 метра. Спроектирована и построена в Ракетно-космической корпорации "Энергия" (город Королев). Запуски ракет этого типа проводятся с 1964 года, в том числе с космодрома "Плесецк" - с 1970 года. Доля успешных пусков – 93,4%. Стоимость пуска – около 25 миллионов долларов США.

18 февраля 2004 года верховный главнокомандующий РФ Владимир Путин в сопровождении министра обороны, командующего космическими войсками и начальника космодрома осмотрел стартовый комплекс ракеты-носителя "Молния-М" на космодроме "Плесецк" и побеседовал с боевым расчетом. В 10:06 по московскому времени с космодрома стартовала ракета-носитель "Молния-М" со спутником связи военного назначения. Это первый в 2004 году запуск космического аппарата в интересах Минобороны. Он осуществлен в рамках проводимых учений стратегических сил России. Пуск, за которым наблюдал Путин, прошел в штатном режиме.

Межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М»

Ракетный комплекс ''Тополь-М''. Фото с сайта ''Независимого военного обозрения''

Межконтинентальная баллистическая твердотопливная трехступенчатая ракета "Тополь-М" является модернизированным вариантом МБР "Тополь". Предназначена для старта с восьмиосного транспортера. Мобильность ракетного комплекса "Тополь-М" затрудняет его обнаружение и уничтожение противником. Масса ракеты - 47,2 тонны, диаметр – 1,85 метра, длина - 22,71 метров. Масса боеголовки – 1,2 тонны. Количество боеголовок – 1. Дальность стрельбы – 10110 километров. Мощность боеголовки – 1 мегатонна.

18 февраля 2004 года в 13:30 по московскому времени боевым расчетом РВСН с космодрома "Плесецк" в Архангельской области был произведен пуск ракеты "Тополь-М". За ее стартом в "Плесецке" наблюдал президент РФ. Ракета успешно поразила цель на полигоне в Камчатке и по результатам испытаний признана годной для дальнейшей эксплуатации на боевом дежурстве.

Предыдущие материалы по теме:

Проданный "Адмирал" [29.01.2004]
Какую технику российская армия покупает и какую продает

МиГ-29 "Fulcrum" [13.11.2003]
Справка: ТТХ, история, участие в боях, катастрофы

Катастрофа Ту-160 [18.09.2003]
На начало 2003 года у России было 15 боеспособных Ту-160

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше