Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Гибель разведчика Самолет-разведчик Су-24МР ВВС России разбился из-за того, что не смог "расправить" крылья

В понедельник в Амурской области близ поселка Возжаевка в Белогорском районе потерпел аварию фронтовой самолет-разведчик Су-24МР ВВС России. Самолет заходил на посадку после учебно-тренировочного полета, когда у него отказала система изменения геометрии крыльев. Экипаж несколько раз пытался повторить маневр, но крылья так и не расправились. Летчикам ничего не оставалось делать, кроме как выработать топливо и "уронить" машину в безлюдной местности.

Экипаж самолета - пилот и штурман - благополучно катапультировались. Летчиков подобрал патруль поисково-спасательной службы ВВС России. Экипаж был доставлен на аэродром и прошел медицинский осмотр. Состояние пилотов медики считают удовлетворительным.

Расследованием аварии занялась специальная комиссия из Москвы. Кроме того, проверку обстоятельств авиакатастрофы начала Военная прокуратура Дальневосточного округа. По данным на момент написания этого материала, на месте аварии были обнаружены "черные ящики" самолета, которые практически не пострадали. Только после расшифровки записей самописцев можно будет судить об истинных причинах аварии.

Авария самолета-разведчика дала возможность критикам российских вооруженных сил лишний раз напомнить обществу о состоянии дел в военной авиации. В последние годы все чаще Минобороны упрекают в том, что оно не поддерживает этот вид войск в боеспособном состоянии. Две основные беды ВВС - стремительно стареющий парк авиатехники и слишком слабая подготовка персонала, что обусловлено недостаточными тренировками и обучением.

Причем, по мнению многих экспертов, если до сих пор в России основной причиной военных авиакатастроф называли "человеческий фактор", то теперь, по мнению бывшего летчика, члена комитета Госдумы по обороне генерал-майора Николая Безбородова, на первое место постепенно будет выходить отказ техники.

Депутат привел несколько цифр. По его словам, в настоящее время до 90 процентов боевых самолетов и вертолетов в России эксплуатируются за счет продления их ресурсов. "Износ авиационной техники ВВС РФ сейчас составляет более чем 57 процентов, из них 55 процентов эксплуатируется более 15 лет,

Су-24МР после посадки. Фото с сайта Airwar.ru

Су-24МР после посадки. Фото с сайта Airwar.ru

Lenta.ru

40 процентов - от пяти до 10 лет, и только 20 самолетов - менее пяти лет", - сказал он в интервью "Независимому военному обозрению" и добавил, что у большинства самолетов и вертолетов предельные сроки продления эксплуатационных ресурсов истекут в ближайшие четыре года.

По данным Безбородова, "по самым оптимистическим подсчетам, до 2009 года из боевого состава ВВС будет выведено 3200 самолетов и более 1300 вертолетов", иначе войска ждет нескончаемая череда катастроф. По данным "Московского Комсомольца", в настоящее время из 1800 самолетов ВВС РФ более 1200 не летают по техническим причинам. Они служат источником запчастей для остальных. Парк летающих вертолетов насчитывает около 200 машин. Это более чем в 10 раз меньше, чем в советское время.

При этом аварийность, по данным Безбородова, остается очень и очень высокой. Только с 1998 по 2003 год в результате авиационных происшествий авиация вооруженных сил лишилась 60 самолетов и вертолетов. При этом погибли 198 человек. В 2005 году, как утверждает депутат, в ВВС произошли восемь аварий и одна катастрофа. На самом деле ВВС России в 2005 году потеряли как минимум четыре самолета - в мае в Тверской области разбился МиГ-29, пилот погиб; в июле в том же регионе разбился МиГ-31, экипаж которого остался в живых; в августе в Атлантическом океане утонул Су-33; в сентябре в Литве разбился Су-27 (в обоих последних случаях пилоты не пострадали).

Впрочем, говоря о последней аварии фронтового разведчика, "человеческий фактор" можно совершенно исключить. По свидетельствам информированных источников, экипаж сделал все, чтобы попытаться посадить машину. По данным "Коммерсанта", летчики три раза заходили на посадку, пытаясь "раскрыть крылья" в различных режимах.

Обычно это происходит автоматически. Су-24МР (созданный на базе фронтового бомбардировщика Су-24М), оснащен крыльями с изменяемой геометрией. Во время полета на высокой скорости самолет "складывает" консоли крыльев, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. Однако на небольшой скорости подъемная сила сложенных крыльев будет слишком мала, чтобы удержать тяжелый самолет в воздухе.

Поэтому во время взлета и посадки самолет их "расправляет" - консоли становятся почти под прямым углом к продольной оси самолета. Если пытаться сесть со сложенными крыльями на небольшой скорости, то самолет "провалится". Если же сажать тяжелую машину на скорости, то это с почти стопроцентной вероятностью приведет к ее разрушению и гибели летчиков.

Схема изменения геометрии крыльев Су-24. Иллюстрация с сайта Airwar.ru

Схема изменения геометрии крыльев Су-24. Иллюстрация с сайта Airwar.ru

Lenta.ru

На этот раз при первом заходе на посадку автоматика крылья "не раскрыла". Тогда пилот попытался зайти на посадку еще раз, задействовав специальный полуавтоматический режим изменения геометрии крыльев. Когда и это не получилось, летчик полностью отключил автоматику, попытавшись запустить специальные электромоторы, разворачивающие консоли, вручную, однако и это не привело к успеху. В конце концов, доложив на землю о том, что все попытки спасти машину закончились неудачей, экипаж получил команду покинуть самолет.

Между тем главком ВВС Владимир Михайлов на пресс-конференции во вторник заявил, что "экипаж сделал 20 попыток захода на посадку", а не три, как утверждает источник "Коммерсанта". Михайлов подтвердил информацию о том, что причиной аварии комиссия скорее всего назовет техническую неисправность машины. "Вина экипажа в падении фронтового бомбардировщика Су-24 в Приморье не просматривается", - сказал генерал армии.

Интересно, что, согласно данным авиационной энциклопедии Airwar.Ru, срок эксплуатации самолета Су-24М составляет 30 лет. При этом самолет-разведчик на его базе был разработан в конце-70-х - начале 80-х годов. Серийный выпуск Су-24МР начался в 1983 году. Всего до начала девяностых годов было построено более 130 самолетов этого типа. Таким образом, остаточный ресурс упавшего самолета может составлять примерно от семи до 14 лет.

Кроме того, ресурс военных самолетов можно продлять, порой - на десятки лет. Поэтому говорить о том, что Су-24МР пора сдавать в утиль, еще рано. Скорее всего, либо из строя вышел какой-нибудь бракованный агрегат, либо его ресурс намного меньше, чем остальных узлов и деталей самолета, а сменить его вовремя по каким-то причинам не смогли.

Во вторник на пресс-конференции Владимир Михайлов заявил, что "авария самолета Су-24 - это второй случай за всю историю использования таких самолетов". Это довольно странное заявление - за последние пять лет произошло несколько авиапроисшествий с этими самолетами.

В октябре 1999 года во время Второй чеченской войны был сбит фронтовой бомбардировщик Су-24М. Пилот погиб, а штурман в течение 21 дня пробирался к своим, но был захвачен боевиками. В конце концов его освободили некие "жители Грозного".

В январе 2000 года из-за халатности рядового, который очищал на тепловой машине взлетно-посадочную полосу военного аэродрома Ахтубинск в Астраханской области, сгорели сразу три Су-24. Солдат врезался в один из бомбардировщиков. От удара загорелся подвесной топливный бак самолета. Пламя перекинулось еще на два Су-24М.

В марте того же года в Смоленской области в 25 километрах от аэродрома Шаталово разбился еще один Су-24. Экипаж успел катапультироваться. Еще через два месяца в Чечне боевики сбили самолет-разведчик Су-24МР. Оба летчика при этом погибли. В июле в Воронеже при посадке Су-24М пилот настолько крепко "приложил" самолет о землю, что тот загорелся. Летчики благополучно катапультировались.

В сентябре 2000 года в городе Пушкине под Санкт-Петербургом повторилась ахтубинская история - на территории авиаремонтного центра ВМФ России сгорели сразу три Су-24. Два "Су" находились на плановом ремонте, один подлежал списанию. Самолеты сгорели за несколько дней до проверки на предприятии.

В марте 2001 года Су-24М не дотянул до аэродрома Моздока - бомбардировщик упал при заходе на посадку. Тогда выдвигались две версии - отказ техники и обстрел с земли (самолет выполнял полет над территорией Чечни). Летчики остались живы. Еще один бомбардировщик разбился в феврале 2002 года во время учебно-тренировочного полета в Псковской области, экипаж при этом погиб.

Следующий Су-24 разбился в августе 2003 года под Читой. Оба летчика погибли. Через несколько месяцев, в феврале 2004 года на аэродроме "Хурба" под Комсомольском-на-Амуре потерпел катастрофу еще один Су-24. Летчикам удалось катапультироваться. Это была последняя перед нынешней катастрофа самолетов этого типа.

Интересно, что в августе того же года, после вышеперечисленных аварий министр обороны Сергей Иванов заговорил о необходимости модернизации и возобновления производства этих машин. Тогда многие эксперты усомнились в целесообразности таких действий. "Су-24 - самолет прошлого в том смысле, что его создали, когда деньги не считались и под каждую миссию делали самолет. Штурмовик, бомбардировщик, истребитель. Сейчас нужно делать многофункциональные самолеты на базе МИГ-29", - заявил в интервью Ленте.Ру глава Центра анализа стратегии и технологий Руслан Пухов.

Собственно, переделывать легкий истребитель в бомбардировщик нет нужды. КБ Сухого уже разработало фронтовой бомбардировщик нового поколения - Су-34. Он уже прошел все испытания, был принят на вооружение и уже даже предлагается на продажу за рубеж. Правда, этот самолет оказался слишком сложным и дорогим, чтобы им сразу же стали перевооружать части ВВС. 17 января Михайлов пообещал, что в 2006 году вооруженные силы, наконец, получат эту машину. Только вот в каком количестве - не сказал.

Павел Аксенов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше